IX ZhasCamp Kazakhstan

Молодежная [не] конференция

2019: Stop bullying me: проект по борьбе с буллингом


С мая 2020 года пятнадцатилетняя участница ZhasCamp Accelerator из Алматы Алина Орлова работает над социальным проектом по борьбе с буллингом. Алина сама в прошлом сталкивалась с травлей в школе и поняла, что решением такой серьезной проблемы никто не занимается. Так появилась идея проекта.

О проекте

Stop bullying me – проект, направленный на предотвращение и профилактику травли в образовательных учреждениях. Представлен в формате инстаграм-страницы, где с периодичностью три раза в неделю выходят информативные посты, публикуются истории, и где помощь может получить как человек, подвергшийся травле, так и тот, кто травит. Целевая аудитория – пользователи инстаграма от 10 до 20 лет.

Вести проект Алине помогают 2 человека – исполнительный директор МИСК Василина Атоянц и юрист-правозащитник Халида Ажигулова – как ментор. Халида занимается проблемой буллинга в Казахстане, и Алина часто советуется с ней по поводу контента. Также в команде есть профессиональный коуч и психолог, но Алина пока к ним за поддержкой не обращалась. Их знания и опыт понадобятся на этапе написания постов о травмах, эмоциях, как с ними работать, откуда появляется агрессия и что с ней делать.

Мама Алины – бизнес-тренер, и именно с ней Алина впервые поделилась своей идеей: попросила посоветовать специалистов. Так у Алины оказались контакты нескольких психологов и Василины Атоянц. Василина рассказала о ZhasCamp акселераторе, Алина в ответ объяснила идею проекта. Позже написала заявку, идею приняли и согласились координировать. В дальнейшем, когда начнется новый старт акселератора, Алина будет участвовать в тренингах по развитию проекта.

«Свой первый пост я написала, уже зная, что за спиной есть поддержка большой и сильной организации», – говорит Алина. По ее словам, в начале работы над проектом было психологически тяжело: она воспринимала близко к сердцу каждую историю, а еще боялась навредить. Девушка опасалась, что один из ее постов читатель поймет неправильно, и это усугубит его проблему. Однако чем больше поступало обращений и чем больше кейсов Алина успешно решала, тем проще становилось отрешиться от эмоционального фактора и сконцентрироваться на работе.

О проблеме буллинга

По результатам исследования 2011 года, проведенного фондом ЮНИСЕФ в Казахстане, 66,2% детей столкнулись со школьным насилием. И его последствия оказывают влияние не только на обстановку в школе, но и на качество образования.

Халида Ажигулова разработала антибуллинговую политику, которую необходимо активно внедрять в школы. В уставе школ, колледжей и университетов не прописано, что делать администрации учреждения или учителям, когда их ученики сталкиваются с буллингом, нет и инструкции для самих жертв травли. Суть антибуллинговой политики в том, чтобы в таких ситуациях любая сторона могла обратиться к документу и решить, что делать. Например, в документе прописано что считается травлей, есть памятка для родителей.

Алина говорит, что дети, травящие сверстников, тоже жертвы: самой частой причиной буллинга она называет проблемы в семье. «Значит в семье буллинг нормализован. Часто детей, которые травят других в школе, травят дома их же родители. А буллинг таким детям помогает пережить собственные травмы. Им тоже нужна терапия», – объясняет Алина.

Процесс оказания помощи

На комментарии людей, сообщения в дайрект отвечает сама Алина – вся коммуникация лежит на ней. В день девушке могут написать три человека, а иногда в дайректе не появляется новых сообщений несколько дней. Кроме казахстанцев Алине пишут школьники из Украины, она хорошо понимает украинский язык, поэтому в общении сложностей не возникает.

Когда в дайрект приходит сообщение, Алина просит представиться, высказать свои пожелания, страхи, беспокойства, а затем кратко рассказать свою историю. После этого спрашивает, какая нужна помощь, и, исходя из полученной информации предпринимает дальнейшие шаги.

Бывает так, что буллинг уже закончился, но психологическая травма осталась, и человеку нужна поддержка. В таком случае проект предлагает воспользоваться бесплатными онлайн-сервисами по психологической помощи, которые были лично проверены Алиной: например, brainbild.kz. Проект Stop bullying me поддерживает связь с обратившимися и после оказания помощи.

Если же буллинг происходит в настоящее время, Алина вместе с ученицей/учеником обращается к администрации образовательного учреждения, помогает написать заявление в полицию, пытается понять, знают ли о происходящем родители ребенка, а если нет, то к кому из доверенных взрослых можно обратиться.

Что ждет проект в будущем

Алина хочет показать: буллинг – это не проблема одного человека, это проблема всего общества. Из-за пандемии и установленного в связи с ней карантина в городе Алине сложно делать что-то офлайн. Она планирует открыть в Алматы группу поддержки для тех, кто пережил или переживает буллинг, чтобы люди смогли делиться друг с другом проблемами и вместе находить решения.

Благодарим за поддержку

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан

Партнеры

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название