Жастар [бей] конференциясы

Валерий Володин: Молодежи нужно развивать критическое мышление

07.11.2017

28-29 октября в Петропавловске состоялась [не]конференция ZhasCamp. Спикер программы Валерий Володин, рекламист, председатель Лиги Интеллектуального Спорта, арт-директор PechaKucha Almaty (Алматы, Казахстан) поделился своими впечатлениями от мероприятия и рассказал, какой видит современную молодежь:

— С какими проблемами сталкивается современная молодежь?

— В последние годы как раз вижу больше перспектив. Мне кажется, молодежь становится все более активной, все более проактивной, и они сами уже замечают какие-то вещи в обществе, которые их смущают, мешают им развиваться, которые мешают оказаться им в том векторе, в котором они хотели бы быть. Естественно, они смотрят зарубежные сериалы, фильмы, телепрограммы и видят себя в том культурном обществе, которое видят там, но приходится им жить в постколониальном, постсоветском обществе. Поэтому огромный разрыв между их желаниями и реальным миром и создает ту нерастраченную и нереализованную пустоту внутри них, но все большее количество активистов среди молодежи, в общем-то, призвано эту разницу сократить. И я верю, что в том числе и ребята на Zhascamp, сделают все, чтобы жить в таком обществе, о котором они и мечтали.

— Какие особенности вы увидели у северо-казахстанской молодежи?

— В принципе, я заметил здесь, в Северно-Казахстанской области, еще большую связь с Российской Федерацией, нежели у нас, в южных регионах, в Алматы. Это, естественно, связано и географически, и культурно, это можно увидеть даже по отсутствию обязательного перевода рекламы на городских билбордах. Здесь владеет русский язык, здесь владеет русскоязычное телевидение, российское телевидение. Довольно странно и страшно, что молодежь на севере находится в орбите влияния не собственной республики, а другого государства, но в принципе, ровно так же я вижу, что они разделяют ценности свободы слова и демократии.

— На сколько молодежи интересна тема развития критического мышления? Есть ли у нас проблемы с этим?

— Критическое мышление — вещь, с которой не рождаются. В принципе, это та самая мудрость, о которой говорят, что иногда старость приходит, а мудрость не приходит. Вот ровно так же и критическое мышление, которое нужно в себе культивировать, разрабатывать и холить, лелеять. Каждый молодой человек должен задавать себе не только вопросы «Кто я?», «С какого района?» и «Кто я по жизни?», но и повергать каждый факт, новость или пост на фейсбуке на истинность. В этом, собственно, и есть задача критического мышления: найти истинное зерно в огромном море информации. Особенности нашей образовательной системы таковы, что критическое мышление, аналитическое мышление у нас не развивается. Даже в заскорузлом Советском Союзе существовала достаточная школа, на уроках литературы, на уроках истории, анализа. Понять, что хотел сказать автор произведения или к чему привело конкретное историческое событие. Сегодня, под гнетом тестового и клипового мышления, молодежь все меньше старается информацию проверять. То есть для них любая информация — это небольшой кластер, уже абсолютно готовый, правдивый и истинный: что у хана было столько-то детей, что война началась в таком-то году, что было собрано такое количество пудов зерна.

— Отвечает ли молодежь ожиданиям, что она пассионарна, что она несет в себе какие-то перемены?

— Я верю, что период такой пассивности молодежи остался позади, молодежи запуганной, молодежи затравленной, которая боялась поднять голос, которая боялась быть отчисленной с университета или что на работе у их родителей-льготников начнутся какие-то проблемы — все это осталось позади. Сегодня все больше молодых людей засчет новых медиа, засчет новых возможностей, налаженного диалога с властью, тех же соцсетей позволяет себе повышать голос, позволяет себе иметь собственное мнение, позволяет себе быть активными. Я знаю большое количество молодых, действительно молодых людей, которые просто добились, что у них во дворе начались какие-то изменения, чтобы им починили дороги, чтобы закрыли какую-нибудь вонючую шашлычку возле них, чтобы поставили детскую площадку. В то время, как их родители, ответственные, активные люди из КСК и прочие не могли этого сделать в силу того, что не знали новых методик взаимодействия с властными структурами. Поэтому новые технологии и день сегодняшний дает молодежи возможность по-новому работать, по-новому думать и менять мир вокруг нас.

— Современная молодежь больше руководит или исполняет?

— Я думаю, пока они больше исполняют, но это больше связано с нашим традиционным патриархальным способом мышления, способом жизни, когда для того, чтобы руководить, тебе нужно состояться и внутри себя поверить: «Я уже имею право руководить», «Я уже лидер». Но работа в волонтерстве, в организациях, где на них будет взвален некий груз ответственности, способна зародить в них основу лидерства, чтобы они верили в себя и дальше шли и становились мощными руководителями, мощными лидерами.

— Назовите несколько кумиров (лидеров) для молодежи.

— Главный человек в историческом пространстве, для меня по крайней мере, это Махатма Ганди, который предложил миру новый формат взаимодействия с обществом вокруг себя, с правительством, со всеми. Тот самый Махатма Ганди, который предложил идею ненасилия в ответ на жесткие карательные меры британского колониального правительства. На счет современных кумиров не могу ничего сказать, не знаю. Могу сказать, что МИСК в Казахстане — лучшая организация.

— Какие впечатления у вас от Zhascamp ?

— Мне очень нравятся горящие глаза в зале, мне очень нравится количество мнений, то самое отсутствие авторитетов, что ребята не бояться возразить, не бояться уточнить. Они с одной стороны не боятся показать, что чего-то не поняли, но так же не боятся и рассказать о собственном опыте. Это очень здорово.

— Ваши пожелания молодежи Казахстана.

— У вас все впереди, все в ваших руках, поэтому я рекомендую уже сегодня думать, как распоряжаться завтрашним днем, и не забывайте все развивать, собственно, разум, и будет все.

Благодарим за поддержку

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан

Партнеры

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название